Top.Mail.Ru
Каталог
Неразрушающий контроль подшипников

Неразрушающий контроль подшипников

29.12.2016
Неразрушающий контроль подшипников

В процессе эксплуатации подшипников происходит их естественный износ, из-за этого появляются самые различные дефекты. Эти дефекты выражаются в стирании контактных поверхностей, появлении различных царапин, трещин, усталостных разрушений и т.д. Значительную часть всех этих разрушений можно предупредить, если воспользоваться возможностями дефектоскопии. Именно об этой технологии и будет рассказано ниже.

Дефектоскопирование представляет собой комплекс целенаправленных действий, целью которых является выявление скрытых дефектов изделия. Эти дефекты могут возникнуть как вследствие производственного брака, так и в процессе эксплуатации. В статье будет рассказано именно о тех дефектах, которые иногда появляются в процессе эксплуатации подшипников. У заводов имеется собственный механизм контроля за качеством производимой продукции, при этом подобный механизм контроля практически всегда отсутствует у лиц и предприятий, которые используют механизмы с подшипниками в своей деятельности.

Целесообразность проведения дефектоскопии подшипника

Дефектоскопия подшипника является достаточно дорогостоящей процедурой, которую экономически целесообразно проводить только для механизмов, эксплуатация которых влияет на жизнь и здоровье человека. Процедура проведения неразрушающего контроля очень часто просто невыгодна, лучше просто заменить вышедший из строя подшипник на новое изделие. Нужно заметить, что для полноценного контроля подшипник обязательно должен быть разборным.

Для осуществления неразрушающего контроля подшипников используются три следующих метода дефектоскопии:

  • с помощью ультразвука;
  • вихретоковый;
  • магнитопорошковый.

При проведении контроля могут быть обнаружены следующие дефекты подшипников:

  • трещины на поверхности изделий;
  • подповерхностные трещины.

Контроль за качеством подшипников с помощью ультразвука

Достаточно сложная процедура, которая совершенно не гарантирует, что имеющиеся дефекты в подшипниках будут выявлены. Наиболее часто подшипники начинают разрушаться из-за трещин, а трещины появляются с поверхности изделия, а не изнутри. Внешние дефекты подшипников настолько малы и незначительны, что их практически невозможно выявить с помощью ультразвукового исследования. Внутренние дефекты подшипников намного лучше и эффективнее выявлять на заводах-изготовителях, для этого есть специальные отделы ОТК.

Вихретоковый контроль качества подшипников

Действие этого способа контроля основывается на создании в изделии вихревых токов, после этого на выходе преобразователя появляется сигнал. Фаза и амплитуда этого сигнала определяется с помощью действующего вторичного поля. Такой метод контроля за качеством подшипников получил большое распространение в авиации. Это связано с тем, что большинство деталей состоят из немагнитных материалов.

Вихретоковые дефектоскопы достаточно компактные, имеют малый вес, это позволяет использовать их практически для любого оборудования и в любой ситуации. Яркий пример – дефектоскоп ВД-12НФП, он представляет собой небольшую по размеру коробочку, внутри которой размещен преобразователь. Этот прибор можно повесить на плечо и оправиться к месту контроля.

Для проведения контроля не нужны специальные условия, его можно проводить даже в помещении с плохим освещением. Если дефект будет обнаружен, то мгновенно сработают звуковые и световые индикаторы. Для проведения дефектоскопии могут применяться автоматизированные установки, например – ВД-211.5. Но эти установки имеют несколько ограниченную сферу применения, они рассчитаны на определенные типы подшипников.

Среди преимуществ этого метода контроля можно выделить следующие положительные качества:

  • простота проведения контроля за состоянием подшипника;
  • процедура дефектоскопии может проводиться на загрязненных поверхностях;
  • можно использовать для контроля за деталями из немагнитного материала.

Основным недостатком является возможность выявления только поверхностных трещин.

Магнитопорошковый метод контроля

Считается наиболее высокоточным из трех описанных методов, с его помощью можно обнаружить поверхностные и подповерхностные трещины. Для проведения контроля нужно сначала намагнитить деталь, после этого нанести магнитный индикатор. В месте появившегося дефекта будет наблюдаться скопление индикатора (порошка или суспензии).

Появившуюся трещину практически всегда можно будет заметить невооруженным глазом, оценить ее местоположение и длину. Размер трещин, которые можно обнаружить с помощью этого метода, начинается с 2 мкм. Этот метод отличается множеством нюансов: шероховатость поверхности, способ намагничивания и т.д. Но при правильном выполнении всех операций можно получить достоверную информацию о техническом состоянии подшипника.

Магнитопорошковый метод контроля отличается следующими преимуществами:

  • высокая достоверность результатов проведенного контроля;
  • наглядность полученных результатов.

К недостаткам можно отнести следующие нюансы:

  • для проведения контроля необходимо хорошее освещение;
  • можно проконтролировать качество только деталей из ферромагнитных материалов;
  • установки для проведения контроля стационарные.
Mail WhatsApp Phone