Top.Mail.Ru
Каталог
Зазоры в подшипниках

Зазоры в подшипниках

28.07.2021
Зазоры в подшипниках

Под зазором подшипника подразумевается параметр, который характеризует движение колец относительно друг друга. Эта величина обязательно принимается во внимание при подборе определенной модификации подшипника для конкретных технических задач. От данного параметра напрямую зависит срок службы детали, температура нагрева металла, наличие шумов и вибраций.

Зазоры могут быть двух основных видов:

  • радиальный. Этот вид зазоров еще называет тепловым увеличенным. Он располагается между внутренней поверхностью внешнего кольца и лицевой поверхностью внутреннего кольца. Главное техническое значение этого зазора – предоставление места для свободного расширения колец и тел качения во время нагрева. Данная конструкционная особенность объясняется тем, что во время работы механизмов вал всегда нагревается сильнее остальных деталей оборудования. Именно по этой причине кольцо с телами качения греются больше, что ведет к термическому расширению. Если не предусмотреть подобный зазор, то все подшипники будут ломаться раньше положенного срока из-за интенсивных нагрузок на износ.
  • Вместе с тем нужно отметить, что чрезвычайно широкий радиальный зазор без температурных расширений тел качения будет приводить к заметным вибрациям вала. Это тоже может обернуться преждевременным выходом из строя всей конструкции. Для избегания подобных ситуаций радиальный зазор необходимо подбирать индивидуально под определенные эксплуатационные задачи.

  • осевой. Этот тип зазор обнаруживается при движении колец относительно друг друга вдоль оси. От данного параметра зависит точность работы конструкции. С уменьшением осевого зазора увеличивается точность вращения. Однако при слишком маленьких значениях параметра подшипник будет заклинивать. Минимальные осевые зазоры применяются в тех модификациях, которые предназначены для работы на высоких скоростях вращения вала. Но нужно отметить, что при повышенных скоростях тела качения начинают проскальзывать, что приводит к быстрому износу детали. При слишком больших значениях данного зазора будет происходить вибрация вала, которая тоже приведет к преждевременному выходу из строя.
  • Кроме двух основных видов зазора существуют и другие разновидности, которые нужно принимать во внимание при подборе подшипника.

Начальный

Данный вид зазора по-другому называют заводским. Максимальные и минимальные значения этого параметра указываются в технических документах, которые прилагают к каждому изделию. Кроме того, эти данные можно прочесть в заводской маркировке на самом изделии. Параметр указывается в цифровом значении от единицы до девятки. Цифра обозначает группу зазора. Для каждой модификации изделия предусматриваются индивидуальные величины зазоров (увеличенные, уменьшенные и нормальные). К примеру, маркировка 30-3610Н обозначает двухрядный роликовый подшипник из третей группы с нулевым классом точности. Прописывание таких групп используется на всех изделиях, произведенных на отечественных предприятиях.

У иностранных аналогов существует пять групп зазоров. При этом в нашей стране распространены только три из них. Это стандартная группа, С4 (аналогично группе восемь) и С3 (аналогично группе семь).

Посадочный

Возникает во время первой установки подшипника. Во время этой процедуры изделие испытывает некоторую деформацию, что и приводит к образованию зазора. Деформация происходит из-за конструкционных особенностей посадочной зоны и вследствие установки внатяжку.

Рабочий

Это радиальный зазор, который образуется спустя определенное время эксплуатации подшипника в нормальном режиме работы. Параметр может принимать различные значения, которые меняются под влиянием изменения температуры.

Подытоживая, остается сказать, что зазор является параметром, который важно принимать во внимание при выборе подшипника для работы в определенных условиях. От этой величины напрямую зависит эффективность работы механизма.


Mail WhatsApp Phone