Типы подшипников и уход за ними
Подшипником называется опорный или упорный сборочный узел, используемый в подвижных конструкциях для поддержания вала, оси или иного элемента с одновременной фиксацией его в пространстве и передачей вращательного момента, качения или линейного перемещения. Одной из его ключевых задач является передача нагрузки от ведущего узла к другим компонентам агрегата. Подшипники повсеместно используются в промышленных машинах и оборудовании, в автомобилестроении и станкостроении, на всех видах транспортных средств, а также в дорожной, сельскохозяйственной, горнодобывающей, строительной и прочей спецтехнике.
Разновидности подшипников
Существует множество классификаций по разным признакам. Основная из них предусматривает разделение подшипников на две категории: качения и скольжения.
В первом случае вращение обеспечивается за счет качения тел, находящихся между наружным и внутренним кольцом. Конструкция подшипников скольжения проще: между кольцами заложена смазка, сводящая трение к минимуму. Благодаря этому осуществляется передача вращательного момента.
Подшипники качения, в свою очередь, можно классифицировать по следующим признакам:
- виду используемого тела — шариковые и роликовые (к последней категории относятся также игольчатые подшипники, внутри которых находятся тонкие и длинные ролики — «иголки»);
- типу воспринимаемых нагрузок: радиальные, упорные, линейные, упорно-радиальные, радиально-упорные;
- количеству рядов расположения тел качения: одно-, двух- и многорядные;
- способности компенсировать отсутствие соосности втулки и вала — самоустанавливающиеся и несамоустанавливающиеся;
- материалу тел качения — стальные или комбинированные (кольца — из стали, шарики или ролики — керамические или из другого материала).
Преимущества подшипников качения — минимум потерь на трение, незначительный нагрев, высокая взаимозаменяемость, продолжительный эксплуатационный ресурс, а также адаптация к интенсивным режимам работы.
Подшипники скольжения можно классифицировать по типу используемой смазки:
- на жидкостные (синтетические или минеральные масла, вода — для неметаллических подшипников);
- пластичные (смазки на основе сульфоната кальция, литиевого мыла и пр.);
- твердые (дисульфид молибдена, графит);
- газообразные (азот и инертные газы).
Преимущества подшипников скольжения: надежность при высоких скоростях, стойкость к вибрационным и ударным нагрузкам, возможность эксплуатации на шейках коленвалов.
Как продлить ресурс подшипника?
Если узел является необслуживаемым, нужно следить за режимами работы и не допускать перегрузок, а также нарушения правил эксплуатации (например, подшипники качения уязвимы к вибрациям и ударным воздействиям).
Что касается обслуживаемых изделий, то они требуют периодического смазывания. Основные функции смазки — минимизация трения, отвод тепла, защита от коррозии. Способы смазывания — погружение в ванну с маслом, разбрызгивание, масляный туман, подача смазки внутрь с помощью специнструмента.